07/07/2005

3 июля 1996 года впервые в истории Томска был избран мэр. Им стал Александр Сергеевич Макаров. 8 июля он приступил к своим обязанностям. С тех прошло девять лет

Девять лет назад Александр Макаров приступил к исполнению обязанностей мэра города Томска

3 июля 1996 года впервые в истории Томска был избран мэр. Им стал Александр Сергеевич Макаров. 8 июля он приступил к своим обязанностям. С тех прошло девять лет.

О том, что Томск развивается, красноречивее всего говорят его финансы. В 1998 году томичи перечислили в бюджетную систему страны 1,4 миллиарда рублей, в 2004 году – 11,5. Налоговая база Томска за последние семь лет выросла в 8,2 раза. Но этот скачок не сказался на размере бюджета города – за шесть лет бюджет Томска вырос всего в 2,8 раза. При этом доходы федерального бюджета возросли в 11,8 раза, областного – в 18,1 раза. До 2001 года городу с каждого заработанного рубля оставляли 50 копеек, сегодня – всего лишь 13.
За счет чего же произошел рост налогооблагаемой базы? В 1996 году городской властью был выбран путь поддержки местных товаропроизводителей: предоставлялись инвестиционные налоговые кредиты, целевые налоговые льготы. Развивалось производство – увеличивались поступления.
В 1996 году собственные доходы города чуть превышали 500 тысяч рублей. Нормой были задержки заработной платы бюджетникам. В течение двух лет была сломана эта порочная система – зарплата была объявлена «защищенной» статьей. Итог – в 1999 году в Томске в одном из первых муниципалитетов России была ликвидирована задолженность по заработной плате.
За девять лет удалось почти в шесть раз сократить кредиторскую задолженность городского бюджета, ликвидировать просроченную кредиторскую задолженность. Погашены многолетние долги по льготам, установленным законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов». В прошлом остались долги бюджетных организаций за потребленную теплоэнергию перед «Томскэнерго».
Самым серьезным шагом по укреплению финансовой дисциплины в Томске стал переход на казначейское исполнение бюджета, причем Томск стал одним из первых российских городов, который рискнул сделать свой бюджет максимально прозрачным. В апреле 2001 года казначейство приступило к работе.
Существенный вклад в формирование культуры расходования бюджетных средств, их эффективного использования и экономии внесла система муниципального заказа. Томичи первые в России внедрили конкурсную систему закупок товаров и услуг для муниципалитета. На протяжении восьми лет – с 1997 по 2005 год сотрудники департамента экономики совершенствовали систему конкурсных закупок. В прошлом году объем закупок товаров и услуг для муниципальных нужд составил 360 миллионов. Прямая экономия от проведения конкурсов составляет в среднем от 12 до 15 процентов от сумм поставок. Только за три года, с 2002-го по 2004-й, благодаря муниципальной системе заказа было сэкономлено около 100 миллионов рублей бюджетных средств.
Сегодня конкурс муниципального заказа – это мощный инструмент для финансового, экономического и социального развития Томска. Сводный план муниципального заказа на 2005 год включает в себя потребности 280 бюджетных учреждений и организаций города в товарах, работах и услугах по семи тысячам позиций.
В настоящее время перед городской администрацией стоит непростая задача: с одной стороны, необходимо отстоять право самодостаточной территории на достойное финансирование, что должно быть отражено в законе о межбюджетных отношениях. С другой, администрация должна продолжить работу по увеличению неналоговых доходов, и в первую очередь от использования городских земель, недвижимости, имущественных комплексов. Именно это направление в условиях перераспределения налоговых доходов, становится самым перспективным для Томска.
Придя в мэрию в 1996 году, Александр Макаров вплотную занялся созданием в городе системы управления городской собственностью. Очевидно, что многомиллиардная собственность должна была начать приносить доход, вместо того, чтобы потреблять бюджетные средства. В 1998 году вместо прежнего комитета по управлению имуществом создан департамент недвижимости. В результате внедрения новых технологий управления имуществом в 2004 году доля неналоговых платежей в объеме доходов города выросла с 1,76 до 18 процентов (с 10,3 до 436 миллионов рублей). В 2005 году прогнозируется дальнейший рост до 31,6 процента (727 миллионов рублей). Доходы от использования городских земель и недвижимости выросли в 72 раза!
В 1996-1997 году новый мэр столкнулся с полным хаосом в области городской недвижимости. Пришлось начинать с самого элементарного наведения порядка: формировать реестр муниципальной собственности, создавать муниципальную имущественную казну. После того, как удалось провести инвентаризацию всего муниципального имущества, взялись за бесхозные объекты. Сегодня на территории города их более шести тысяч, которые ставятся на учет, а завтра они станут муниципальной собственностью.
За 9 лет была проведена колоссальная работа по созданию эффективной системы сдачи в аренду муниципальной собственности. Во-первых, сдача в аренду осуществляется на конкурсе, на аукционе и по целевому назначению. Во-вторых, разработана гибкая шкала корректировочных коэффициентов к базовой ставке арендной платы. В-третьих, предусмотрена градация по территориальному расположению. В результате финансовая отдача от 1 квадратного метра арендованного имущества выросла за девять лет в 16 раз.
С 2002 года проводятся открытые инвестиционные конкурсы и открытые торги на право приватизации и передачи имущества в аренду. За 2004 год проведено семь аукционов, продано 24 объекта, в городской бюджет перечислено почти 38 миллионов рублей. Если до 2002 года департамент продавал площади в среднем по 4-5 тысяч рублей за квадратный метр, сейчас – не менее 10-12 тысяч.
Удалось добиться успехов и в области потребительского рынка. В прошлом году Томск вошел в число 50 лучших городов России по уровню развития предпринимательства. Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями за пять лет увеличился с 2 до 7,4 миллиарда рублей. За последние пять лет в Томске появилось свыше трех тысяч новых магазинов, торговых павильонов и киосков, 20 сезонных рынков. Розничный товарооборот достиг 21 миллиарда рублей.
Сегодня в Томске около 1700 магазинов, отвечающих требованиям европейских стандартов. Развиваются крупные торговые центры, сети специализированных магазинов. На повестке дня вопрос о привлечении в Томск глобальных сетей гипермаркетов, первой из которых, скорее всего, станет «Рамстор».
Ещё одна сфера, в которой пришлось начать с элементарного порядка – сфера жизнеобеспечения города. С 1996 по 1998 годы был проведен целый комплекс технических мероприятий, позволивший перейти на бесперебойную подачу холодной воды в квартиры томичей. До 1998 года горожане получали воду по графику. В прошлом остались перебои с электричеством. Удалось сократить сроки ремонтных кампаний. В середине 90-х годов Томск был перекопан с середины апреля до конца октября. За восемь лет в три раза увеличены объемы капиталовложений в реконструкцию инфраструктуры Томска. За последние несколько лет в сфере жилищно-коммунального хозяйства Томска не произошло ни одной крупной аварии, а локальные проблемы аварийные службы решают в течение 4-5 часов вместо 4-5 дней, как это было в 1993-1994 годах.
С 1998 года началась реформа неповоротливой системы ЖКХ. Главным на этом пути стало разделение в жилищных конторах функций заказчика и подрядчика. Первым положительным опытом на этом пути стал центр муниципального заказа, затем – создание экспериментальных площадок управляющей компании «Жилище». В настоящее время в городе работают 12 управляющих кампаний. В ближайшее время планируется передать предприятия сферы жизнеобеспечения в аренду частным компаниям. И это не просто прихоть или жажда эксперимента – это насущная необходимость, обусловленная, в том числе, вступлением в силу нового жилищного кодекса.
Одновременно с реформированием в отрасль внедряются современные технологиив течение трех лет в Томске вместо металлических водопроводов монтируются только пластмассовые, применяется полиуретановое покрытие для труб горячего водоснабжения, используются телекоммуникационные технологии. Александр Макаров запретил вести капитальный ремонт и реконструкцию прежними методами. Это позволило снизить затраты, увеличить сроки межремонтных работ и как следствие – добиться повышения качества коммунального обслуживания.
Сегодня администрация работает над несколькими проектами, которые позволят повысить доверие к предприятиям сферы жизнеобеспечения со стороны населения, а также вывести на новый уровень качество коммунального обслуживания.
Еще одна мера, призванная повысить качество услуг ЖКХ – принцип «единого окна» в оплате коммунальных услуг. При ее внедрении потребитель сможет оплатить все счета – за отопление, водоснабжение, телефон и всё остальное в одном месте.
В 1996-1997 годы Томск встал перед транспортной проблемой. Тогда Александр Макаров сделал ставку на вовлечение предпринимателей и не прогадал. Сегодня в Томске сложилась уникальная ситуация: предложение превосходит спрос. В этой ситуации власть встала перед необходимостью регулирования рынка, расчета требуемого количества транспорта с учетом интервалов, маршрутов и задействования новых улиц в качестве транспортных магистралей.
За семь лет строительство жилья на территории города увеличилось почти в полтора раза: в 1996 году было введено 114 тыс. кв. м., в 2004 г. – 170 тыс. кв. м. Мэр надеется увеличить этот показатель до 230-250 тыс. кв. м. жилья в год. За последние пять лет расселено 103 ветхих и аварийных дома, новое жилье получили 647 семей.
Своеобразным показателем социальной стабильности томичей стал рост рождаемости: каждый год на свет появляется на 200 младенцев больше, чем в предыдущем году.
Благоустройство Томска – приоритетное направление работы. За семь лет в городе капитально отремонтировано более 200 км дорог, 70 км тротуаров и внутриквартальных проездов. Произведена укладка плитки на площади около 110 тыс. кв.м., высажено около 250 тыс. деревьев и кустарников, обустроено 18 гектаров газонов. Отреставрировано семь скверов, открыты памятники, фонтаны. За последние три года построено 56 новых детских площадок. Капитально отремонтировано пять детских садов, семь школ. Буквально из пепла восстановлены храм Александра Невского, Богоявленский собор и Старообрядческая церковь, Красная соборная мечеть.
Решая повседневные проблемы горожан, новая городская власть во главе с Александром Макаровым не забывала о завтрашнем дне Томска, стратегическом планировании его развития на ближайшие 20-30 лет.
В 1999 году началась корректировка стратегического документа – генерального плана Томска. До 2002 года была проделана колоссальная работа: проведена космическая съемка территории Томска, на её основании сделана электронная карта, подготовлен проект «Охранных зон и зон регулирования застройки». В 2003 году Санкт-петербургский научно-проектировочный институт «ЭНКО», лидер по разработке градостроительной документации, начал разработку нового генерального плана Томска с применением геоинформационных технологий. Одновременно в томских институтах и в городских департаментах подготовлены программы развития муниципального хозяйства: «Энергосбережение», «Жилище», «Развитие улично-дорожной сети», «Инженерная защита территории», «Возрождение деревянного зодчества» и др., ставшие составными частями генплана. Завершение цифрового генплана позволит использовать его как в формировании и ведении градостроительного кадастра и мониторинга, так и в повседневной работе.
Одновременно в Томске заканчивается разработка концепции развития города до 2010 и стратегия развития до 2020 года. Несмотря на то, что эти комплексные документы ещё находятся в стадии завершения, на их основе готовится доктрина «Томск – Большой город». Это программа развития областного центра будет запущена в течение нынешнего года.
Сегодня Александр Макаров намерен внедрить новую модель управления, чтобы приблизить городскую власть к жителям. Пока идея 12 управ не нашла поддержки у областных чиновников. Но четыре района, вместо двух округов – это уже шаг навстречу томичам.

Версия для печати
Twitter Facebook ВКонтакте Google Plus Одноклассники